У.С Берроуз
Биография и библиография
Уильям С. Берроуз родился 5 февраля 1914 года в городе Сент-Луисе, штат Миссури, в семье известных промышленников. Его дед был основателем компании Burroughs, существующей по сей день и занимающейся выпуском компьютеров. С 1932 по 1936 год Берроуз учится в Гарвардском университете на факультете английской литературы. По окончании университета он путешествует по Европе. В 1937 году Берроуз оказывается в Вене, где собирается изучать медицину. В Австрии он фиктивно женится на некой еврейке Ильзе Клаппер, спасая её от нацистов. Вернувшись в Америку, Берроуз некоторое время изучает антропологию в аспирантуре Гарварда. В 1941 году его призывают в армию, но через несколько месяцев увольняют со службы (причины увольнения точно неизвестны).
В конце 1943 года в Нью-Йорке Берроуз знакомится с будущими известными писателями-битниками Джеком Керуаком и Алленом Гинзбергом. С первым Берроуз через некоторое время резко разойдётся во взглядах, с Гинзбергом же будет поддерживать прекрасные отношения в течение всей своей жизни.
В 1944 году Берроуз встречается с молодой студенткой Джоан Волмер, вскоре они начинают жить вместе, не оформляя свои отношения. К 40-м годам относятся и первые литературные опыты будущего писателя. Примерно в это же время Берроуз начинает употреблять наркотики; довольно быстро он приобретает пристрастие к морфию, а его жена — к бензедрину. В 1947 году Джоан рожает сына — Уильяма С. Берроуза младшего. Из-за проблем с законом семья вынуждена постоянно переезжать с места на место, пока в начале 50-х не оказывается в Мексике.
6 сентября 1951 года в Мехико происходит событие, определившее судьбу Берроуза как писателя. Играя в «Вильгельма Телля», пьяный Берроуз выстрелом из пистолета случайно смертельно ранит свою жену. Позднее в предисловии к роману «Пидор»[1] он напишет[2]:
Я вынужден с ужасом признать, что если бы не смерть Джоан, я никогда не стал бы писателем, вынужден осознать, до какой степени это событие послужило причиной моего писательства и сформировало его. Я живу с постоянной угрозой одержимости духом, с постоянной необходимостью избежать его, избежать Контроля. Так смерть Джоан связала меня с захватчиком, с Мерзким Духом и подвела меня к той пожизненной борьбе, из которой у меня нет другого выхода — только писать.
[править] Творчество
[править] Начало карьеры
После смерти жены Берроуз отправляется в путешествие по Южной Америке на поиски галлюциногена яхе, используемого местными шаманами. Свои дорожные впечатления он описывает в письмах Гинзбергу; позднее эти письма будут изданы отдельной книгой. Примерно в это же время Берроуз пишет свои первые романы «Джанки» и «Пидор». «Джанки», в котором описывается жизнь наркомана, зависимого от героина, удаётся издать в небольшом нью-йоркском издательстве бульварной литературы в 1953 году. Темой второй книги (как нетрудно догадаться из названия) становится гомосексуализм; первоначально она была второй частью «Джанки». Выпустить её в маккартистской Америке оказывается невозможно, к тому же Берроуз внезапно разочаровался в её литературных достоинствах, и она осталась неопубликованной вплоть до 1985 года. Первые произведения Берроуза стали единственными книгами, написанными в традиционной манере.
[править] «Голый завтрак»
Покинув Южную Америку, Берроуз после недолгих скитаний по Европе отправляется в Танжер — город на севере Марокко, популярный после войны среди американских гомосексуалистов и наркоманов, вынужденных покинуть родину. Танжер в 50-е славится доступностью продажного секса и наркотиков. Здесь Берроуз начинает работать над новым произведением, которое станет впоследствии его самым знаменитым романом «Голый завтрак». Книга пишется «мозаичным» методом, который позднее трансформируется в «метод нарезок» (cut-up technique). Берроуз монтирует роман из документальных отчётов о своей героиновой зависимости, собственных измышлений на тему гомосексуализма, порнографических описаний различных извращений и, наконец, наркотических образов Танжера, который превращается в сознании автора в некую Интерзону (Interzone), населённую тайными агентами, полубезумными докторами и всевозможными мутантами. «Голый завтрак» удаётся опубликовать в 1959 году во Франции в известном парижском англоязычном порноиздательстве «Олимпия». В Америке же книга попадает под суд по обвинению в непристойности. В защиту романа в суде выступили Норман Мейлер и Аллен Гинзберг; после долгих разбирательств в 1966 году все обвинения с «Голого завтрака» снимаются, а имевший место скандальный процесс только способствует популярности книги.
Роман Берроуза «Голый завтрак» в настоящее время считается одним из самых важных произведений американской литературы второй половины XX века.
[править] «Метод нарезок»
Свои следующие произведения Берроуз создаёт уже «методом нарезок», о котором писатель узнаёт от своего друга, поэта и художника Брайона Гайсина. Данная техника письма впервые предлагается дадаистами в 20-е годы, но Берроуз несколько трансформирует её. Суть метода писателя проста. Во всех своих поездках Берроуз не расстаётся с тетрадью, расчерченной на три колонки. В первую он записывает различные факты о происходящем вокруг, обрывки услышанных фраз, диалогов; во вторую — личные впечатления, мысли, воспоминания; наконец, третья содержит цитаты из книг, читаемых в данный момент. Собственно из этих колонок и монтируется будущая книга. Только, в отличие от дадаистов, ранее проводивших эксперименты в том же направлении, Берроуз весьма скрупулёзно подходит к компоновке различных кусков и последующему редактированию текста. Аналог «метода нарезок» — активное использование сэмплов в современной популярной музыке (в первую очередь в хип-хопе и электронике). Сам Берроуз так писал о технике cut-up: [3]:
Человек читает газету, и его взгляд скользит по колонке в разумной аристотелевской манере — мысль за мыслью, фраза за фразой. Но подсознательно он читает и колонки, расположенные по бокам, а также осознает присутствие сидящего рядом попутчика. Вот вам и нарезка.
[править] Дальнейшее творчество
Первую трилогию Берроуза, известную как The Nova Trilogy, составляют романы «Мягкая машина», «Билет, который лопнул», «Нова Экспресс». (Иногда эти произведения рассматриваются как продолжение «Голого завтрака» в рамках единой тетралогии; все они написаны в технике cut-up.) В 1970-е годы появляется ещё два романа — «Дикие мальчики» и «Порт святых», однако Берроуз больше концентрируется на малых формах, пишет множество рассказов, часть из которых вошла в сборники «Дезинсектор!» (1973) и «The Burroughs File» (1984).
Крупнейшие произведения, написанные Берроузом в 80-е годы, снова образуют трилогию: это романы «Города красной ночи», «Пространство мёртвых дорог» и «Западные земли». Помимо этого, в 1986 году Берроуз написал автобиографическую новеллу «Кот внутри», которая часто признаётся одной из вершин его творчества; он продолжает писать рассказы, очерки. В 90-е годы также появляется последний роман писателя, сборник снов разных лет «Моё образование»; примерно тогда же вышел аудио-сборник отрывков из произведений Берроуза в исполнении автора, диск «Dead City Radio».
[править] Смерть
Умер Берроуз 2 августа 1997 года в возрасте 83 лет. Несмотря на злоупотребление героином и множество случайных сексуальных связей, писатель пережил свою жену, сына и большинство своих друзей (включая Гинзберга). По некоторым сведениям, причиной смерти стала передозировка наркотиков.
[править] Дополнительные факты
Термин хэви-метал впервые появляется в романе Берроуза «Нова Экспресс» 1964 года.
Берроуза можно увидеть в клипе группы Ministry на композицию «Just One Fix» из альбома Psalm 69 (1992).
Некоторое время Берроуз посещал центры сайентологов, а затем всю оставшуюся жизнь активно с ними боролся.
Американский исследователь Тед Морган отмечает, что Берроуз — это «возможно, единственный известный писатель, сексуальная жизнь которого тщательно запротоколирована Институтом по исследованиям секса, гендера и размножения, включая размер пениса в расслабленном и эрегированном состоянии»[4].
Уильям Берроуз участвовал в создании компьютерной игры The Dark Eye (1995).Он занимался подборкой голосов к персонажам и сам озвучил нескольких персонажей.Также в двух видеороликах этой игры он читает произведения Эдгара По под сопровождение сюрреалистических коллажей.Эти произведения - "Маска Красной Смерти" и "Аннабель Ли".
[править] Библиография
Романы и другие крупные произведения
Джанки / Junkie (1953, рус. перевод 1997)
Пидор / Queer (нап. 1951—1953, опубл. 1985, рус. перевод 2002)
Голый завтрак / The Naked Lunch (1959, рус. перевод 1997)
Мягкая машина / The Soft Machine (1961, рус. перевод 1999)[5]
Билет, который лопнул / The Ticket That Exploded (1962, рус. перевод 1998)[5]
Разговор мёртвых пальцев / Dead Fingers Talk (1963)
Нова Экспресс / Nova Express (1964, рус. перевод 1998)[5]
Дикие мальчики / Wild Boys (1971, рус. перевод 2000)
Порт святых / Port of Saints (1973, рус. перевод 2003)
Города красной ночи / Cities of the Red Night (1981, рус. перевод 2003)[6]
Пространство мёртвых дорог / The Place of Dead Roads (1983, рус. перевод 2004)[6]
Западные земли / The Western Lands (1987, рус. перевод 2005)[6]
Моё образование: книга снов / My Education: A Book of Dreams (1995, рус. перевод 2002)
Новеллы и графические романы
Здесь Ах Пуч / Ah Pook is Here (1979, рус. перевод 2002)
Кот внутри / The Cat Inside (1986, рус. перевод 1999)
Призрачный шанс / Ghost of Chance (1991, рус. перевод 2000)
Кинопроза
Последние слова Голландца Шульца / The Last Words of Dutch Schultz (1969, рус. перевод 2004)
Блэйдраннер, фильм / Blade Runner, A Movie (1979, рус. перевод 2004)
Рассказы
Valentine's Day Reading (1965)
Time (1965)
APO-33 (1966)
So Who Owns Death TV? (1967)
The Dead Star (1969)
Ali's Smile (1971)
Mayfair Academy Series More or Less (1973)
White Subway (1973) — позже включено в The Burroughs File
The Book of Breething (1974)
Snack... (1975)
Cobble Stone Gardens (1976) — позже включено в The Burroughs File
Dr. Benway (1979)
Die Alten Filme (1979) — позже включено в The Burroughs File
Streets of Chance (1981)
Early Routines (1981)
Сауна Синки / Sinki’s Sauna (1982, рус. перевод 2002)
Руски / Ruski (1984, рус. перевод 2002)
The Four Horsemen of the Apocalypse (1984)
The Whole Tamale (1987—1988)
Seven Deadly Sins (1992)
Paper Cloud; Thick Pages (1992)
Сборники рассказов
Roosevelt After Inauguration and Other Atrocities (1965)
Дезинсектор! / Exterminator! (1973, рус. перевод 2001)
Ali's Smile/Naked Scientology (1978)
The Burroughs File (1984)
Interzone (1989)
Аллея торнадо / Tornado Alley (1989, рус. перевод 2002)
Счётная машина: сборник эссе / The Adding Machine: Collected Essays (1985, рус. перевод 2008)
Uncommon Quotes Vol. 1 (1989)
Selected Letters (1993)
Burroughs Live : The Collected Interviews of William S. Burroughs, 1960-1997 (2000)
Word Virus: The William Burroughs Reader (1998)
Совместные работы
And the Hippos Were Boiled in Their Tanks (1945, анонсировано издание в ноябре 2008 года) — с Джеком Керуаком
Minutes To Go (1960) — с Синклейром Бейллесом, Грегори Корсо и Брайоном Гайсином
The Exterminator (1960) — с Брайоном Гайсином
Письма яхе / The Yage Letters (1963, рус. перевод 2001) — с Алленом Гинзбергом
Brion Gysin Let the Mice In (1973) — с Брайоном Гайсином
Sidetripping (1975) — с Чарльзом Гейтвудом
Colloque de Tangier (1976) — с Брайоном Гайсином
The Third Mind (1977) — с Брайоном Гайсином
Colloque de Tangier Vol. 2 (1979) — с Брайоном Гайсином и Жерар-Жоржем Лемейром
Apocalypse (1988) — с Кейтом Харингом
Документальная проза
The Job: Interviews with William S. Burroughs (1969) (с Даниэлем Одьором)
Jack Kerouac (1970) (с Клодом Пилью)
Электронная революция / Electronic Revolution (1971, рус. перевод 1999)
The Retreat Diaries (1976) — позже включено в The Burroughs File
Letters to Allen Ginsberg 1953—1957 (1976)
Последние слова / Last Words: The Final Journals of William S. Burroughs (2000, рус. перевод 2000)
Everything Lost: The Latin American Notebook of William S. Burroughs (2007)